Подводная лодка Q-252 Le Redoutable

Подводная лодка Q-252 Le Redoutable

К работам над проектом атомной подводной лодки-ракетоносца (Q-252) ВМС Франции приступили лишь в 1960 г. Необходимо отметить, что конструктивно-компоновочные схемы подводных лодок, как и баллистических ракет MSBS, во многом повторяли технические решения, использованные в проекте ВМФ США «Поларис». Прочный корпус лодки Q-252 был разделен на семь отсеков. В первом (от носовой оконечности) размещались торпедные аппараты, запас торпед и часть жилых помещений, во втором - центральный пост, каюты офицеров. В третьем отсеке находились шахтные пусковые установки и системы, обеспечивающие обслуживание и старт ракет. В четвертом и шестом отсеках располагались вспомогательные механизмы, в пятом - реактор, в седьмом - главный турбозубчатый агрегат, турбогенераторы и гребной электродвигатель. Вертикальный и кормовые горизонтальные рули образовывали кормовую крестообразную оконечность, носовые горизонтальные рули располагались па ограждении рубки. На участках корпуса, подвергающихся наиболее высоким напряжениям, толщина плит достигала 76 мм.

tolstovki-s-kapyushonom.ru

nnt-group.ru

Каждая пусковая труба размещалась на упругой подвеске в цилиндрическом стакане. В корпусе лодки над стаканом имелся люк, закрываемый крышкой. В пусковой трубе ракета была заключена в защитный кожух, состоящий из нескольких секций. При запуске ракета выбрасывалась из пусковой трубы лодки-ракетоносца «Le Redoutable» сжатым воздухом вместе с кожухом, который направлял и предохранял ее при движении в воде. На остальных ПЛАРБ применялась парогазовая система выбрасывания. Она включала в себя небольшой РДТТ с пиротехническим воспламенительным устройством. Истекающие газы, проходя через резервуар с водой, превращали ее в пар. Парогазовая смесь разрывала диафрагму в нижней части резервуара и по каналу поступала под ракету, выталкивая ее из трубы. Резервуар с упомянутым РДТТ был заключен в контейнер со стенкой толщиной в несколько сантиметров. Включение РДТТ первой ступени производилось над водой по команде системы управления полетом. Расчетное время, необходимое для запуска всех 16 ракет MSBS, составляло 15 мин. Команды на подводную лодку передавались через Центр на о. Рош-Дувр.

В состав ГЭУ входили ядерный реактор PWR с водяным охлаждением (разработки Комиссариата по атомной энергии), главный турбозубчатый агрегат, два турбогенератора, вырабатывающих энергию для главного электромотора. Мощность ГЭУ составляла 20000 л.с. В качестве теплоносителя-замедлителя в реакторе использовалась вода, находящаяся под давлением 100 атм и нагреваемая до 300°С. Устанавливалась и вспомогательная энергетическая установка (четыре дизель-генератора мощностью 850 kW) , способная в случае выхода из строя (ГДУ) обеспечить возвращение корабля на базу. Как и все западные подводные ракетоносцы, французские лодки получили один гребной винт. Для улучшения маневренных качеств субмарины на малом ходу в носовой части было смонтировано подруливающее устройство.

Радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование в сочетании с системами управления стрельбой обеспечивали решение всего круга задач, стоящих перед экипажем. Для определения местоположения корабля использовались инерциальные навигационные системы, уход которых составлял не более 0,001 град/ч, и зенитный перископ (в случае ориентировки по звездам). Лодка оснащалась системой акустических и электромагнитных детекторов. Информация, поступающая от этих детекторов, обрабатывалась двумя вычислительными машинами и выдавалась на экран индикатора боевой установки. На основании этой информации определялся наиболее безопасный маршрут для ПЛАРБ. На лодке имелись также устройства для создания помех средствам обнаружения, используемым в системе ПЛО противника.

С учетом опыта эксплуатации первых двух ПЛАРБ часть оборудования, узлов и механизмов последующих ракетоносцев была модернизирована. Связь с лодками осуществляла созданная па территории Франции специальная радиостанция, работающая на сверхдлинных волнах. Связь с ПЛАРБ обеспечивалась даже в том случае, если они находились в самых отдаленных областях земного шара. Водоизмещение лодки составляет около 8000 т в надводном положении (осадка 10 м) и 9000 т в погруженном положении, длина - 128 м, ширина - 10,6 м, скорость - 16 узлов в надводном и 25 узлов в погруженном положении. Глубина погружения (максимальная) - от 300 до 500 м. Экипаж 135 чел. (в том числе 15 офицеров, 78 старшин и 42 старших матроса и матроса).

Все французские БРПА запускаются с подводной лодки, находящейся на глубине до 30 м, при скорости хода ПЛАРБ не более трех узлов. На глубине старта производится наддув шахты воздухом для выравнивания давления с забортным, после чего открывается крышка шахты и ракета стартует с лодки, прорывая при этом водонепроницаемую резиновую мембрану. Первая ракета может быть подготовлена к старту за 20 мин, а последующие - в течение 15-20 с. Ракеты из пусковых установок выстреливаются парогазовым способом. Компенсация крена лодки при запуске ракет обеспечивается заполнением освобождающихся пусковых труб соответствующим количеством воды, а удержание лодки на заданной глубине - водометным устройством, выпускающим струи вертикально вверх. Включение двигателя первой ступени и приведение в боевое положение взрывателя боеголовки ракеты происходит после се выхода из воды. Для целей самообороны от надводного и подводного противника субмарины оснащены четырьмя торпедными аппаратами калибра 550 мм с запасом противолодочных и многоцелевых торпед. Наведение на цель обеспечивала система управления торпедной стрельбой. Позже на борту ПЛАРБ появились УР «Экзосет», что значительно повысило боевые возможности ракетоносцев по поражению надводного противника.

Решение правительства Франции о начале строительства ПЛАРБ было принято в марте 1963 г. Головная подводная лодка-ракетоносец Q-252 в серии была заложена 30 марта 1964 г. на верфи военно-морского арсенала в Шербуре. Эта верфь специализирована на строительстве подводных лодок. Так, начиная с 1938 г. на ней было построено свыше 70 субмарин. В постройке головная ПЛАРБ находилась около восьми лет. Из них на верфи - пять лет. Подводная лодка S611, получившая название «Le Redoutable», была спущена на воду 29 марта 1967 г., в достройке па плаву находилась полтора года. Строительство корабля, отработка систем и механизмов, а также морские испытания, включая практические стрельбы ракетами, продолжались до середины 1971 г. Затраты на строительство АПЛ «Le Redoutable» составили 2,4 млрд. франков.

Источник - dogswar.ru