Интернет-магазин мототехники Мотосфера.Ру : мотоциклы распродажа цены быстрая доставка
9 сентября 1952 года вышло Постановление СМ о начале работ по созданию атомной подводной лодки (АПЛ). Проектирование АПЛ было поручено ленинградскому СКБ-143 (в настоящее время СПМБМ «Малахит»). Главным конструктором был назначен В.Н.Перегудов. К марту 1953 года конструкторская группа Перегудова закончила эскизный проект №627. Лодка проектировалась как носитель «суперторпеды» Т-15 с термоядерным зарядом, разработанным в НИИ-400. Торпеда Т-15 предназначалась для нанесения удара по военно-морским базам, портам и другим прибрежным объектам. Вес боевой части торпеды составлял 3,5-4,0 тонны, а вся торпеда весила 40 тонн. Большая часть веса приходилась на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость хода 29 узлов и дальность до 30 км. Калибр торпеды составлял 1550 мм, а длина - около 24 метров. Кроме того, для самообороны лодка должна была иметь два носовых торпедных аппарата калибра 533 мм с обычными электрическими торпедами.
АПЛ пр.627 была спроектирована двухкорпусной, с сечением прочного корпуса круговой формы. Его цилиндрическая часть занимала более половины длины легкого корпуса, имевшего носовую оконечность в форме тopпeды. Это было вызвано необходимостью размещения 155-см огромного торпедного аппарата и, кроме того, снижало сопротивление воды в подводном положении, но в свою очередь ухудшало ходовые качества в надводном положении. Ограждение рубки имело плавные обводы и минимальные размеры. Принятая форма обводов корпуса при резком сокращении вырезов в проницаемых участках, уменьшении размеров ограждений и выступающих частей обеспечивала существенное снижение гидродинамического сопротивления при движении ПЛ. Новая форма обводов носовой оконечности создавала хорошие условия для размещения торпедного оружия, гидроакустического комплекса с его обтекателем. Такая архитектура комплекса открывала возможности дальнейшего совершенствования на последующих проектах АПЛ таких важных характеристик. как скорость, маневренность, скрытность и др. Следует заметить, что на первой американской атомной ПЛ «Наутилус», а затем и на серийных АПЛ типа «Скейт» были применены традиционные штевневые обводы.
С марта 1953 года по май 1954 года в СКБ-143 были разработаны эскизный и технический проекты 627. Однако летом 1954 года у руководства ВМФ возникли сомнения в эффективности действия суперторпеды Т-15. Решено было изменить проект. Вместо одного 155-см торпедного аппарата и двух 53-см торпедных аппаратов лодка получила 8 носовых 53-см торпедных аппаратов с общим боекомплектом 20 торпед. Корректировка технического проекта была выполнена СКБ-143 к середине 1955 года, но и после корректировки архитектура АПЛ в основном осталась без изменений. В качестве конструкционного материала прочного корпуса применена новая для того времени сталь с повышенными механическими характеристиками (предел текучести 60 кгс/мм). Это позволило обеспечить впервые в отечественном подводном кораблестроении глубину погружения 300 м без значительного увеличения относительной массы прочного корпуса, удержав его на уровне построенных дизель-электрических ПЛ с предельной глубиной погружения 200 м.
Восемь переборок делили прочный корпус на девять отсеков, из них I, III, VIII и IX отсеки, ограниченные сферическими переборками, рассчитанные со стороны вогнутости на гидравлическое давление 10 кгс/см, являлись отсеками-убежищами. В первом (носовом) отсеке были расположены восемь 53-см торпедных аппаратов и торпеды к ним на стеллажах. Погрузка торпед на ПЛ предусматривалась через торпедные аппараты. В отсеке имелись койки для команды. Во втором (аккумуляторном) отсеке располагались две группы аккумуляторов по 112 аккумуляторов в каждой группе, батарейные автоматы, различные устройства гидроакустической станции. В отсеке находилась каюта командира. офицерские каюты и кают-компания. Аккумуляторная батарея обеспечивала питание потребителей электроэнергией при пуске пароэнергетической установки, расхолаживании реакторов при выводе пароэнергетической установки из действия и могла быть использована для работы двух гребных электродвигателей на 15% их мощности.
В третьем отсеке находился центральный пост со всеми органами управления ПЛ, ее оружием, вооружением и техникой. Здесь располагались рубки радиолокации, радиосвязи, гидроакустики и штурманская, перископ, гирокомпас, подъемно-мачтовые устройства для подъема антенн РЛС, антенны радиосвязи и рамочной антенны. В отсеке имелся входной люк в прочную рубку. В четвертом (дизельном) отсеке были установлены два дизель-генератора постоянного тока мощностью 460 кВт каждый (дизели марки М-820), испарительная установка, пароводяная эжекторная холодильная машина, электро- и дизель-компрессоры. Дизель-генераторная установка являлась вспомогательной и предназначалась для малого надводного хода и маневрирования при швартовках, а также для пуска пароэнергетической установки и расхолаживания реакторов при выводе пароэнергетической установки из действия. В пятом (реакторном) отсеке находились расположенные в диаметральной плоскости два реактора тепловой мощностью по 70000 кВт каждый и два парогенератора с их вспомогательными механизмами, теплообменными аппаратами и системами. Парогенераторы были выполнены прямоточными, вертикально-секционными и состояли из восьми цилиндрических камер, соединенных попарно в четыре параллельные секции с общим паросборником и общим коллектором питательной воды. Реакторы располагались в диаметральной плоскости корабля в специальной выгородке.
В шестом (турбинном) отсеке попарно были расположены два главных турбозубчатых агрегата мощностью на гребной вал по 175000 л.с. каждый с их вспомогательными механизмами, теплообменными аппаратами и системами. Для возможности работы энергоустановки в генераторном режиме между фланцем колеса II ступени редуктора и вспомогательным упорным подшипником валопровода установлена звукоизолирующая отключающая шинно-пневматическая муфта. В седьмом (электромоторном) отсеке находилось два электрогенератора постоянного тока марки ГПМ-21 мощностью по 1400 кВт каждый при 1500-2250 об/мин. и напряжением 320В с приводом от ГТЗА. Они питали электроэнергией все электромеханизмы и электросистемы во время работу ГЭУ. В седьмом отсеке были расположены также гребные электродвигатели постоянного тока мощностью 450 л.с. при 140 об/мин. и напряжением 320В. В отсеке имелись каюты для команды. В восьмом (жилом) отсеке располагались каюты для команды, камбуз, изолятор, медицинский пункт и другие санитарно-бытовые устройства и системы. Здесь же была установлена вторая пароводяная эжекторная холодильная машина. В отсеке имелся входной люк с тубусом.
В девятом (кормовом) отсеке находились койки для команды, душевые, провизионные цистерны. В отсеке были установлены гидрорулевые машинки приводов вертикального руля и кормовых горизонтальных рулей, штурвальная тумба ручного привода вертикального руля. В носовой части надстройки располагались устройства для перекладки и убирания носовых горизонтальных рулей, гидроакустическая станция и ее обтекатель. В районе третьего отсека располагалась прочная рубка с рубочным люком и тубусом. В ограждении рубки и надстройке находились антенные устройства, шахты вытяжной вентиляции и подачи воздуха к дизелям. В кормовой оконечности надстройки размещались приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей, стабилизаторы.
Источник - dogswar.ru