Атомные подводные лодки пр.658М

Атомные подводные лодки пр.658М

Проект переоборудования атомных ракетных подводных лодок пр.658 для вооружения их ракетным комплексам Д-4 был разработан под руководством главного конструктора С.Н.Ковалева, главным наблюдающим от ВМФ был М.С.Фадеев. Лодка пр.658М была оснащена ракетным комплексом Д-4 подводного старта в составе трех пусковых установок СМ-87-1 и корабельной системы управления огнем. Счетно-решающие приборы Ставрополь-1 и «Изумруд» обеспечивали: выработку углов наведения бортовых гироприборов и выдачу их на борт ракеты, выработку и преобразование текущей дистанции до цели и выработку боевого курса ПЛ.

Большие изменения претерпело и штурманское вооружение. Был установлен навигационный комплекс Сигма-658М, включающий в себя систему курсоуказания «Сириус» из трех гирокомпасов типа «Маяк-2» и трех гироазимутов; систему гировертикалей «Сектор»; автопрокладчик «Сапфир»; лаг гидроакустический «Скиф»; астронавигационную систему «Сегмент-12М» и т.д. В связи с установкой на АПЛ комплекса с ракетами, стартующими из подводного положения, к точности удержания стартовой глубины предъявлялись очень жесткие требования, так как по условиям прочности ракет и точности их попадания старт мог осуществляться лишь в узком диапазоне глубин, называемом стартовым коридором. Суммарное воздействие импульсов сил, возникающих при старте ракет, приводило к всплытию ПЛ, если не принимались меры, предотвращающие всплытие. Комплекс средств, удерживающих ПЛ в заданном диапазоне глубин, получил название системы одержания. Без принятия мер по одержанию ПЛ при старте одной ракеты подвсплывала на 16 м, что не позволяло в короткий срок привести ее на исходную глубину для старта следующей ракеты.

mir

mir

Применение подводного старта ракет вызвало существенные переделки на ПЛ. Изменилась корабельная система предстартовой подготовки и обслуживания (КСППО). Перед стартом ракет предусматривалось заполнение водой кольцевого зазора, образующегося между габаритами шахты и помещенной внутри ее ракеты. Для этого требовалось размещение на лодке специальных балластных цистерн с системой перекачки. Для ликвидации разбаланса плавучести лодки после выхода ракет из шахт необходимо было предусмотреть возможность приема около 15 м воды в уравнительную цистерну. Кроме указанных работ в силу конструктивных отличий пусковых установок комплексов с надводным и подводным стартом при переоборудовании ПЛ пришлось устанавливать новые шахты.

Первой лодкой, переоборудованной по проекту 658М была головная лодка пр.658 - К-19 (согласно Постановлению СМ №109-48 от 30.01.62 года). 10 мая 1962 года АПЛ К-19 была поставлена на переоборудование по пр.658М. Государственные испытания переоборудованной К-19 были проведены с 14 по 30 декабря 1963 года. В ходе испытаний была проведена одиночная стрельба двумя ракетами Р-21 из шахт №1 и №2 на полную дальность. Старт обоих ракет прошел нормально. Продолжительность подготовки комплекса к пуску одной ракеты при испытаниях составила: из шахты №1 - 40 минут, из шахты №2 - 60 минут. Вслед за К-19 в проект 658М были переоборудованы и остальные АПЛ пр.658.

Тактико-технические характеристики подводных лодок проектов 658М

Основные размерения:

а) длина наибольшая, м 114

б) ширина наибольшая, м 9,2

в) ширина наибольшая со стабилизаторами 12,8

г) осадка наибольшая, м 7,68

Водоизмещение, т:

а) надводное нормальное 4137

б) подводное 5242

Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 27,6

Глубина погружения, м:

а) перископная 12,5

б) рабочая 240

в) предельная 300

Время продувания главного балласта:

а) ВВД, сек. 150

б) ВИД, мин. 40

Длительность непрерывного пребывания под водой по запасам средств регенерации,час 1230

Число винтов 2

Источник - dogswar.ru