Атомные подводные лодки пр.659

Атомные подводные лодки пр.659

Проектирование атомных ракетных подводных лодок пр.659 было начато в ЦКБ-18 согласно Постановлению СМ от 26 августа 1956 года. Главным конструктором проекта был П.П.Пустынцев, а затем Н.А.Климов, главным наблюдающим от ВМФ был Ю.С.Вольфсон. АПЛ пр.659 была первой атомной подводной лодкой - носителем крылатых ракет П-5. Контейнеры с ракетами размещались в надстройке по три с каждого борта. Главная атомная энергетическая установка ничем не отличалась от ГЭУ ПЛ «Ленинский комсомол» пр.627А. Лодка имела два малошумных шестилопастных винта. Лодка двухкорпусная, из девяти отсеков.

Постройка головной ПЛ К-45 пр.659 была начата заводом №199 в соответствии с договором № 377-Б/79-57 от 28 августа 1957 года. Государственные испытания ПЛ К-45 проведены с 19 ноября 1960 года по 28 июня 1961 года. В ходе них лодка прошла 3840 миль в надводном положении и 2650 миль в подводном. В ходе испытаний проведено 4 ракетных стрельбы и выпущено 13 ракет П-5. Торпедные аппараты калибра 53 см проверили отстрелом ходовыми торпедами с положительными результатами. Торпедные аппараты калибра 40 см проверены отстрелом водой ввиду отсутствия 40-см торпед во флоте.

Шумопеленгаторная станция МГ-10 принята со следующими данными, полученными в результате испытаний по шумопеленгованию эсминца пр.56, идущего со скоростью 18 узлов:

antariospa.ru

xk-kc.ru

- при скорости ПЛ 24 узла - 20 кабельтовых (3,7 км);

- при скорости ПЛ 4,5 узла - 75 кабельтовых (13,9 км).

Прочность и герметичность корпуса лодки и пусковых контейнеров проверялась погружением на предельную глубину 300 метров. В ходе испытаний отмечена неудовлетворительная работа системы стабилизатора глубины без хода на глубине свыше 100 метров и неустойчивая работа его на перископной глубине. Энергозапас активной зоны реакторов с кольцевыми тепловыделяющими элементами обеспечивает фактическую длительность компании активной зоны при 80% тепловой мощности обоих реакторов в течение 794 часов.

Все пять подводных лодок пр.659 несли службу на Тихоокеанском флоте. В связи с быстрым развитием средств ПВО и ПЛО комплекс П-5 устарел. Перевооружать лодки пр,659 ракетами П-500 «Базальт» по непонятным соображениям не стали, а переоборудовала в торпедные лодки пр.659Т. С августа 1965 года по 1969 год все пять лодок прошли переоборудование. На ПЛ К-122 21 августа 1983 года произошел пожар, в результате которого погибло 14 человек, после пожара лодка не восстанавливалась.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 659

Основные размерения, м:

а) длина наибольшая 111,2

б) ширина наибольшая 9,2

в) ширина наибольшая со стабилизатором 12,8

г) осадка наибольшая 7,1

Водоизмещение нормальное, т ок. 3770

Водоизмещение подводное ок. 4930

Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения ок. 32

Глубина погружения, м:

а) перископная 9,5

б) рабочая 240

в) предельная 300

Время продувания главного балласта:

а) ВВД, с перископной глубины, сек. не более 100

б) ВНД, мин. 18

Длительность непрерывного пребывания под водой по запасам средств регенерации, час. 1200

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ НАДВОДНОГО И ПОДВОДНОГО ХОДА

Реакторы:

а) число, тип 2-ВМ-А

б) номинальная мощность, кВт 2x70000

в) энергозапас, МгВт час 2x84 000

Парогенераторы:

а) число, тип 2-П Г-13/1

б) паропроизводительность при 100 % мощности ППУ, т/час 2x90

в) паропроизводительность при 80 % мощности ППУ, т/час 2х72

Главные турбозубчатые агрегаты:

а) число 2

б) мощность ГТ3А на гребных валах при 100 % мощности ППУ, л.с. 2x17 500

в) мощность ГТ3А на гребных валах при 80 % мощности ППУ, л.с. 2х13750

Гребные электродвигатели:

а) число, тип 2-ПГ-116-1

б) мощность, л.с. 2x450

Аккумуляторная батарея:

а) тип 28CM

б) количество аккумуляторов 336

в) количество групп 3

СКОРОСТЬ ХОДА, уз.

В надводном положении:

а) при работе ГТ3А на винт 15,0

б) при работе обоих гребных электродвигателей на винт 7-8

В подводном положении:

а) при полной мощности обоих гребных электродвигателей 6

б) при полной мощности обоих ГТ3А 25-26

в) при мощности ГТЗА, соответствующей 80% мощности ППУ 24

ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, мили

В подводном положении наибольшей скоростью хода 19 000

В надводном положении под обоими гребными электродвигателями ок. 500

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ В ПОДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ, час.

а) при 100% мощности ППУ 640

б) при 80% мощности ППУ 794

КОРАБЕЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ И АВТОНОМНОСТЬ, т

Топливо ДС для дизель-генераторов 18,5

Питательная вода 15,2

Пресная вода 26,2

Воздух высокого давления, м 42,6

Автономность плавания, сут. 50

ШТУРМАНСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Навигационный комплекс 1-Сила-Н-659

Эхолоты НЭЛ-6

Эхоледомеры 2-ЭЛ-1

Радиопеленгаторы 1 -АРП-53

РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Крылатые ракеты (число и тип) 6-П-5

Угол подъема стартовой установки, град. 15

Время старта ракет после всплытия: мин.

а) первой ракеты 3,6

б) четырех ракет (не считая времени, необходимого для всплытия и погружения ПЛ) 9,3

в) шести ракет (не считая времени, необходимого для всплытия и погружения ПЛ) 12,3

Скорость хода при старте, уз. 9,5-15

Состояние моря при старте, баллов 3

Источник - dogswar.ru