Эскизный проект 651 большой дизельной подводной лодки с ракетным вооружением и серебряно-цинковой аккумуляторной батареей был разработан на основании Постановлений СМ № 1149-592 и № 1190-610 от 17 и 25 августа 1956 года и тактико-технического задания ВМФ, утвержденного 28.01.1957 года. ПЛ пр.651 должно быть вооружена крылатыми ракетами П-5 для стрельбы по площадям и противокорабельными самонаводящимися ракетами П-6. В мае 1958 года разработанный по этому заданию эскизный проект был утвержден и на его основе разработан технический проект, который был утвержден в январе 1959 года.
Устройство лодки и вооружение
Лодка была двухкорпусной с развитым ограждением прочной рубки и надстройкой. Прочный корпус было образован из цилиндра диаметром 6900 мм и двух усеченных конусов в оконечностях. Поперечными плоскими водонепроницаемыми переборками прочный корпус разделялся на восемь отсеков. Все переборки были рассчитаны на испытательное давление 10 кгс/см с обеих сторон. Шпангоуты устанавливались как внутри, так и снаружи прочного корпуса. Наружные шпангоуты были подкреплены кницами. Для погрузки и выгрузки главных механизмов была предусмотрена возможность вырезки листов обшивки и набора прочного корпуса с последующей их сваркой встык. Прочная рубка была овальной, а крыша ее имела форму кругового цилиндра с образующей, параллельной диаметральной плоскости.
Главный балласт размещался в 14 цистернах. Две из них - №4 и №11, являлись аварийно-балластными и служили для восстановления плавучести лодки при потере герметичности одного контейнера из каждой пары контейнеров, а шесть цистерн {№№ 2, 3, 5, 7, 12 и 13) были топливно-балластными. Все эти цистерны были прочными и имели кингстоны. Остальные цистерны главного балласта, кроме №1, размещенной в носовой оконечности и имевшей кингстон, заполнялись через шпигаты. Вентиляция всех междубортных цистерн была раздельной. Управление кингстонами и клапанами вентиляции было дистанционное гидравлическое. Замещение массы выпущенных ракет производилось приемом воды в прочные цистерны, которые находились во II отсеке и в междубортном пространстве в районе расположения кормовых контейнеров. Нормальный запас топлива размещался в пяти топливных цистернах внутри прочного корпуса и в шести забортных цистернах, две из которых были в оконечностях (№ 6 и № 11), а остальные - в нижней части междубортного пространства. Конструкции прочного и наружного корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты.
Большие трудности вызывала разработка кормового комплекса, который должен был обеспечить большие скорости хода и одновременно возможно низкий уровень шумности ПЛ. Эти трудности усугублялись еще и тем, что лодка имела мощные гребные электродвигатели (6000 л.с.), требовавшие гребных винтов такого диаметра, при котором винты не размещались в принятых главных размерениях лодки, а увеличение последних вело к потере скорости. К тому же гребные электродвигатели с трудом вписывались в диаметр прочного корпуса и ограничивали угол развала линии вала. После ряда конструктивных проработок был выбран вариант, в котором применялись направляющие насадки для гребных винтов, а кормовой оконечности придавалась такая архитектурная форма, которая позволяла существенно уменьшить длину лодки. Гребные винты проектировались малошумными. Выбранный движительный комплекс давал возможность уменьшить диаметр гребного винта до приемлемой величины и одновременно повысит критические скорости хода. Все корпусные конструкции, обеспечивающие погружение на предельную глубину, а также плоские поперечные переборки прочного корпуса были выполнены из стали марки АК-25 с пределом текучести 60 кгс/мм. Отдельные конструкции выполнялись из стали марки АК-27 с пределом текучести 52 кгс/мм.
Головная ПЛ (зав.№ 552) строилась на Балтийским судостроительном заводе. На первых пяти ПЛ наружный корпус, прочные наружные цистерны, стабилизаторы и ограждение прочной рубки были выполнены из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ, с пределом текучести 40 кгс/мм, на остальных лодках эти конструкции изготовлялись из стали СХЛ. В период освоения маломагнитной стали 45Г17ЮЗ судостроительные заводы встретились со значительными технологическими трудностями в части правки и резки стали. Это объясняется тем, что маломагнитная сталь имеет повышенное коробление, обусловленное физическими свойствами стали - повышенным коэффициентом линейного расширения и низкой теплопроводностью. Кроме того, она имеет низкие антифрикционные качества и обладает склонностью к налипанию и задирам, в связи с чем трудно поддается механической обработке. Все это привело к большому объему работ по правке и подгонке сварных конструкций, а, следовательно, к увеличению остаточных напряжений в них.
Подводные лодки с наружными корпусами, изготовленными из маломагнитной стали, начали эксплуатироваться с 1962 года. Но уже в сентябре 1966 года на одной из ПЛ было обнаружено множество значительных повреждений обшивки наружного корпуса в виде сквозных и несквозных трещин различной протяженности в районе цистерн главного балласта. Проведенными обследованиями было установлено, что на всех легких корпусных конструкциях, выполненных из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ и находящихся в контакте с забортной водой, через 4-5 лет эксплуатации появляются сквозные и несквозные трещины. В связи со сложившейся обстановкой МСП и ВМФ приняли ряд совместных решений, в соответствии с которыми для каждого проекта ПЛ были разработаны комплексы конструкторскотехнологических и защитных мероприятий по повышению коррозионно-механической прочности легких корпусов, а в дальнейшем и прочных наружных цистерн, изготовленных из стали 45Г17ЮЗ. Был разработан также целый ряд руководящих документов и инструкций по исправлению дефектов. Работы эти обычно совмещались с очередным ремонтом и модернизацией ПЛ. Наружный корпус был покрыт нерезонансным противорадиолокационным покрытием с рупорными каналами НППРК-4Д3.
Источник - dogswar.ru