Подводная лодка проекта 637

Подводная лодка проекта 637

Существенным недостатком ПЛ с «едиными двигателем, использовавшим жидкий кислород в качестве окислителя топлива, была большая испаряемость кислорода, которая ставила дальности плавания в подводном положении и время нахождения в готовности в зависимость от срока его хранения. Это свойство жидкого кислорода препятствовало применению установки ЕД-ХПИ на средних и больших лодках, имевших автономность 30 суток и более. Недостаток мог быть устранен в случае применения технической надперекиси натрия - продукта Б-2, состоящего из твердых гранул, содержащих связанный кислород и поглотитель углекислого газа в пропорциях, обеспечивающих режим работы «единого» двигателя.

В 1954-1955 годах на основе проекта А615 был выполнен технический проект опытной подводной лодки с «единым» двигателем, работавшим на продукте Б-2 (проект 637). Вооружение, средства навигации и связи, машинная установка были оставлены по пр.А615. В части размещения оборудования проект 637 отличался от проекта А615 только IV отсеком, в котором находился продукт Б-2 и оборудование для регенерации отработанных газов дизелей. В остальных отсеках изменения были очень незначительны. Для хранения технической надперекиси натрия побортно устанавливались четыре пары бункеров; в нижней части размещались реакторные устройства, в которые подавалась морская вода. Под воздействием морской воды техническая надперекись натрия разлагалась, образуя газообразный кислород и раствор щелочи. Предусматривалась одновременная работа двух бункеров по одному с каждого борта. Забортная вода для разложения продукта подавалась от судовой магистрали охлаждения теплообменников. От этой же магистрали подавалась вода и на замещение израсходованного продукта.

После полного израсходованная продукта работавшая пара бункеров отключалась и подключалась следующая пара. Освобожденные от единого продукта бункера использовались для замещения веса расходуемого продукта. При этом, пока не был полностью израсходован единый продукт из первой пары бункеров, вода замещения принималась в уравнительную цистерну. Раствор щелочи и газообразный кислород от каждого бункера выводились через разобщительный клапан в общую магистраль и направлялись сначала в разделитель, в котором отделялся кислород, а затем в абсорбер, где происходило поглощение углекислого газа раствором щелочи. Из распределителя выделившийся кислород направлялся в промывочную камеру, где он добавлялся к отработанным газам дизеля. Кроме того, верхняя часть бункеров была связана трубопроводом с кислородной магистралью, идущей от разделителя к промывочной камере, с помощью которого отводился кислород, накапливающийся в верхней части бункеров, и уравнивалось давление между бункерами.

Подача забортной воды на разложение продукта Б-2, а также для его замещения регулировалась автоматически в зависимости от количества подаваемого на двигатель топлива. Автоматическое устройство имело отдельный гидравлический привод, питающийся от специального масляного насоса. Выхлопные газы от двигателей после охлаждения подавались в абсорберы. Проходя по зазорам между пластинами абсорбера, в результате соприкосновения по различной поверхности с пленкой щелочи (образующейся на пластинах, орошаемых форсунками), выхлопные газы очищались от углекислого газа и поступали по общему каналу в промывочную камеру. В промывочной камере, куда подавалась забортная вода, выхлопные газы очищались от частиц щелочи, уносимых газом из абсорберов вместе с капельной влагой, и перемешивались с кислородом.

Из промывочной камеры обогащенная кислородом газовая смесь направлялась в конденсатор для охлаждения и затем поступала в сепаратор, где происходило отделение капельной влаги. Из сепаратора выхлопные газы направлялись по газопроводу в машинные выгородки на всасывание к двигателям. Сконденсированная вода из конденсатора и отработанная щелочь из абсорберов стекали в соответствующие сливные цистерны, откуда насосами откачивались за борт. В системе откачки щелочи был предусмотрен перепускной трубопровод с автоматическим перепускным клапаном для поддержания постоянного уровня жидкости в сливной цистерне, что предохраняло от прорыва газа из абсорбера в насосную линию. В процессе отработки отдельных механизмов и устройств, связанных с использованием единого продукта, в технический проект корабля вносилось много изменений, вплоть до увеличения длины прочного корпуса в районе IV отсека на 3 шпации (1.5 метра). Была предусмотрена система регенерации воздуха в отсеках для периодического удаления токсичных примесей, проникающих в эти отсеки, а также для очистки воздуха герметизированных машинных выгородок.

Источник - dogswar.ru