На сайте http://atribytikavityaz.ru майка поветкин.
В соответствии с постановлением Правительства Советского Союза от 25.08.1956 г. начались работы над комплексом ДР с БР Р-15, имевшей дальностью стрельбы порядка 1100 км. Носителем этого комплекса должна была стать АПЛ пр.639 (с тремя шахтами) и ДЭПЛ пр. В629 (с одной шахтой), Испытания комплекса планировали провести на переоборудованных по пр.33 крейсерах Ворошилов и Максим Горький (оба пр.26бис).
Эскизный проект комплекса был выполнен в ОКБ-1 НИИ-88, но дальнейшие работы над ним велись в Днепропетровске в ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля. В этой организации к сентябрю 1957 г. они достигли стадии технического проекта, но затем М.К. Янгель, ссылаясь на загруженность своего бюро другими заказами по ракетной технике, передал работы над комплексом Д-3 в СКБ-385.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-15
Стартовый вес, т 21,5 (со стартовым двигателем)
Длина, м 15,1 – 15,5
Диаметр, м 1,56
Тип двигательной установки ЖРД
Количество ступеней 2
Вид системы управления ИНС
Тип головной части х мощность боевого блока, Мт МГЧ х 1
Максимальная дальность стрельбы, км 1100
Вид амортизации резинометаллическая
Вид предстартовой подготовки автоматизированная
Вид старта надводный из РШ
Боезапас 3 (на АПЛ пр.639) или 1 (на ДЭПЛ пр.В629)
Так как этот комплекс не был принят на вооружение, останавливаться на деталях его разработки нет смысла. Важно отметить следующее. Старт ракеты Р-15 должен был производиться из надводного положения лодки, но в отличие от Р-11ФМ и Р-13 – прямо из шахты (без подъема на верхний срез). Для обеспечения пуска твердотопливные стартовые двигатели размещались в головной части ракеты. Маршевые двигатели запускались лишь тогда, когда ракета нижним концом выходила за верхний срез шахты. Такой способ запуска позволял исключить из конструкции шахты специальные устройства, отводившие газы от маршевых двигателей. Высокотоксичные топливо и окислитель должны были храниться в специальных баках-хранилищах на лодке. Ракета заправлялась ими непосредственно перед пуском (расчетное время заправки колебалось от 2 до 3 часов). Время пуска одной ракеты составляло 1,5 мин, а трех – 5 мин.
Гораздо интереснее ракеты Р-15 был ее носитель – АПЛ пр.639. Дело в том, что ряд технических решений, полученных в процессе ее проектирования, нашли применение в лодках второго поколения. Среди них можно отметить использование в ЭЭС трехфазного переменного тока, системы ВВД с давлением 400 кг/см2 и конструкций прочного корпуса большого диаметра.
Ответственным за разработку проекта был главный конструктор СКВ-143 В.П. Фуников. Причем работы велись (в отличие от АПЛ пр. 627) по ТТЗ, разработанному ВМФ. На начальной их стадии рассматривалось несколько вариантов размещения ракетного оружия. Самый первый из них предполагал горизонтальное расположение шахт, которые перед стартом ракет должны были приводиться в вертикальное положение. Эта конструкция во многом напоминала ту, которую планировали реализовать в процессе создания комплекса Д-4 на АПЛ пр.667. Вторая схема также отличалась большим своеобразием. В ней ракеты располагались в жестко соединенных с корпусом корабля горизонтальных шахтах. Для обеспечения старта лодке придавался максимально возможный дифферент. В конце концов, остановились на размещении ракет в вертикально расположенных шахтах, подобно тому, как это было сделано на АПЛ пр.658.
Перед СКВ-143 стояла крайне сложная задача, ведь массогабаритные характеристики Р-15 были почти в два раза выше чем у Р-13. Для ее хранения пришлось бы использовать шахту длиной 17 и диаметром 3 м. Это, в свою очередь, предопределило большой диаметр прочного корпуса корабля в районе размещения шахт. При этом особую сложность в обслуживании Р-15 представляло то, что компоненты топлива предполагалось хранить в специальных цистернах и заправлять ими ракету непосредственно перед пуском. Шахты на лодке располагались в диаметральной плоскости. При этом их обтекатель (как и на пр.629 и пр.658) был совмещен с ограждением рубки и выдвижных устройств. Оно возвышалось над палубой надстройки на 7 м и создавало большие проблемы для проектировщиков. Все существовавшие в то время перископы и большинство выдвижных устройств имели длину рабочей части не более 11 м. При такой длине им не обеспечивался даже минимально необходимый вылет при использовании с центрального поста. В результате было решено перенести зенитный перископ в боевую рубку, а в конструкцию командирского перископа и остальных ПМУ внедрить дополнительные трубы, увеличивавшие их длину до 15 м.
Источник - dogswar.ru